Мастерство психологического консультирования: эффективные подходы к клиентам с пограничной организацией личности.
Часть 1. Особенности контрпереноса
Эта статья открывает цикл, посвященный особенностям консультирования клиентов с пограничной организацией личности. Он будет полезен не только начинающим психологам, но и уже опытным, успевшим немного забыть. Я буду использовать терминологию психодинамического и психоаналитического подхода.
Случалось ли вам испытывать страх или нежелание встречаться с клиентом? Или, на оборот, соглашались на встречу, вне оговоренного графика, причем в неудобное для вас время? Возможно, даже предлагали снизить стоимость консультаций? Чувствовали себя после консультации выжатым лимоном, совершенно обессиленным или использованным? Может быть во время самой консультации внезапно возникала усталость, сонливость или желание придти на помощь?
Как правило, такие ощущения возникают после встречи с клиентами, имеющими пограничную организацию личности. И причиной их является феномен контрпереноса. Что же это за феномен? Википедия определяет его, ссылаясь на З.Фрейда, следующим образом:
Феномен контрпереноса (немецкий: Gegenübertragung) впервые был публично определен Зигмундом Фрейдом в 1910 году (Будущие перспективы психоаналитической терапии) как "результат влияния пациента на бессознательные чувства [врача];
Не менее информированный сайт В 17, дает такое определение:
Контрперенос – это психологический феномен, который возникает, когда врач позволяет своим собственным чувствам определять то, как он взаимодействует с клиентом или реагирует на него в терапии.
Или с того же сайта В 17:
Контрперенос – это реакция и чувства терапевта по отношению к клиенту во время терапии. Он противоположен переносу или эмоциональной реакции клиента на терапевта.
Контрперенос – это распространенное, бессознательное явление, которое может негативно повлиять на терапевтические отношения, если его не устранить должным образом.
Что же такое «контрперенос» и можно ли и главное нужно ли его «устранять»?
Я придерживаюсь точки зрения, объясняющей этот феномен, как естественную способность любого человека к невербальному общению. Способ передачи информации, прекрасно развитый у младенцев, с помощь которого они сообщают матери о своем состоянии и актуальных потребностях. В качестве примера, можно привести чувство беспомощности и страха, иногда охватывающее мать плачущего ребенка. Это и есть здоровый, «физиологичный» контрперенос на чувства младенца, испытывающего страх и беспомощность перед возникшей проблемой.
Точно так же этот механизм функционирует при общении между клиентом и терапевтом. С клиентами невротического уровня, это можно назвать эмпатией, так как большой объем информации передается уже вербальным путем. Люди с пограничной организаций личности, склонны общаться посредством невербализованного переноса восприятий. Самые значимые их сообщения иногда заключаются не в их словах, а в их эмоциональных состояниях[1].
Получается, что с контрперенос надо не «устранять», а на оборот внимательно к нему прислушиваться и вчувствоваться. Учиться разделять свои собственные мысли и фантазии, от идей и чувств, возникающих под воздействием клиента. Например, у меня был клиент, в присутствии которого, я чувствовал себя очень большой и значимой фигурой, хотя чисто физически он значительно выше и крупнее меня. В процессе терапии нам удалось увидеть маленького беззащитного ребенка, полностью зависимого от своего отца.
Безусловно, в контрпереносе может участвовать и личная динамика терапевта, его «непроработанность» и «слепые пятна», однако как супервизор, я больше склонен исследовать этот феномен с точки зрения клиентских динамик. По этому ниже, я приведу несколько наиболее типичных реакций контрпереноса, на клиентов с различной акцентуацией характера. Их не стоит рассматривать как однозначные диагностические признаки, скорее как некие подсказки, позволяющие лучше ориентироваться в отношениях между клиентом и терапевтом.
Вот некоторые выдержки из исследования «Личность пациента и реакция терапевта: эмпирическое исследование» (2013) [2]. Описания реакций терапевта на определенные расстройства пациентов, составлены по данным, согласно опроснику реакций терапевта по Сандлер-Вестерн (Shedler-Westen Assessment Procedure200 (SWAP-200). Название личностных расстройств дано в соответствии с источником.
Пограничный. Терапевта переполняют сильные эмоции и чувства. В особенности, гораздо сильнее, чем в отношении других пациентов, терапевт чувствует, что влип, но не осознает этого, пока сессия не закончилась. Пограничные пациенты могут «пугать» терапевтов, которые работая с ними, испытывают крайнюю тревогу, давление и озабоченность. Терапевт также может чувствовать себя некомпетентным или неуместным и часто испытывает смущение и фрустрацию. Он переживает, что не сможет помочь такому пациенту и иногда винит себя, что сделал ему больно или огорчил его, поскольку чувствует себя ответственным за это. Относительно этих пациентов терапевт намного чаще обращается к коллегам за советом. Они «особенные» пациенты и во время сессий терапевт может пойти на большие уступки или траты ради них, чего с другими пациентами не происходит (к примеру, чаще, чем с другими пациентами, они затягивают время сессии).
Истероидный. С таким пациентом терапевт не ощущает скуки или смущения. Наоборот, он полностью погружен и поглощен сессиями. Истероидные пациенты склонны требовать много внимания от терапевта, который ощущает излишнюю вовлеченность, и испытывают больше сложностей с поддерживанием границ сеттинга. Например, терапевт, чаще, чем с другими пациентами, воздерживается от высказывания своего мнения или точки зрения по поднятым пациентом вопросам, но более открыт в вопросах испытываемых чувств и личной жизни.
Нарциссический. Во время сессий с таким пациентом терапевту скучно, он чувствует себя отстраненным и раздраженным. Терапевт не чувствует своей причастности и этим часто фрустрирован. Терапевт также чувствует, что его могут заменить, как будто он ничего не значит для пациента. Терапевт может чувствовать, что он неэффективен, обезоруженным тем, что его не замечают.
Избегающий. По отношению к таким пациентам терапевт может занимать позицию защиты или заботы и утаивать свои страхи или слабости. Они могут переживать своего рода чрезмерную вовлеченность, к примеру, хотеть исправить какую-нибудь неудачу или восполнить какую-нибудь брешь в отношениях этого пациента с родителями или значимым другим. Действительно, работая с пациентами, избегающего типа, терапевт часто чувствует грусть или злость по отношению к людям, которые не дали пациенту того, в чем он так нуждался. В то же время, терапевт чувствует себя удовлетворенным или польщенным и обнадежен результатами, которых достиг или достигает пациент терапией.
Зависимый. Терапевт чувствует свою опеку, а также ощущает теплоту, почти родительские чувства по отношению к пациенту. Пациент хочет, чтобы ему дали то, чего он не получил от других и хочет, чтобы его защитили. Терапевт справляется о таких пациентах у родственников и значимых других чаще, чем о других пациентах. Во время сессий они открывают свои чувства и личную жизнь чаще, чем другие пациенты. Они чувствуют свою вовлеченность в сессии и не ощущают смущения или избегания. Однако, они часто ощущают тревогу или фрустрацию, и могут испытывать чувство некомпетентности и неуместности. Они могут ощущать, будто у них связаны руки или они втянуты в безвыходную ситуацию.
В следующих статьях мы обсудим уровни организации личности, а так же такой интересный феномен, как проективная идентификация.
Литература использованная при подготовке этого материала:
- Мак-Вильямс Ненси Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе/пер.с англ. – М.:Независимая фирма «Класс», 1998. – 480 с
- А. Колли, А. Танзилли, Дж. Димаджио и др. Выдержка из статьи «Личность пациента и реакция терапевта: эмпирическое исследование» (2013) (перевод и адаптация специально для участников проекта «Психиатрия для психологов») www.psy4psy.ru
Автор: Ганчиц Виктор Всеволодович – групповой межмодальный супервизор ОППЛ, травматерапевт, клинический психолог.