Когда я обучался разным терапевтическим подходам, мои преподаватели часто организовывали обучающие супервизии. Как групповые, так и индивидуальные. Это помогало лучше освоить новый метод, почувствовать себя включенным в сообщество специалистов в данной области. Получить поддержку коллег.
Честно говоря, я их немного боялся, ведь это была еще и оценка моих знаний и навыков в конкретном подходе. Только изучая глубинный межмодальный подход , я понял, что супервизия, в первую очередь инструмент поддержки специалиста, его профессиональной идентичности и уверенности в себе. Осознал, как широки и глубоки знания в области психологии, накопленные в самых разных терапевтических подходах и методах. Словно если бы изучая английский или немецкий языки, я напрочь игнорировал итальянский, сербский и еще сотни других языков и накопленные на этих языках знания, сказки и легенды.
Межмодальный подход, позволил мне почувствовать себя настоящим «полиглотом», понимающим все «психологические языки». Конечно же, это дает возможность увидеть клиентский случай и мои взаимоотношения с клиентом, во всей их многомерности. Ощутить протекающие параллельные процессы и их влияние на терапевтический процесс. Кроме того, межмодальность позволяет использовать теоретические знания и практические методы из самых разных модальностей.
Например, есть подходы, не учитывающие групповые динамики, или рассматривающие только внутренние, без учета внешних. Довольно много подходов, не рассматривающих феномены переноса и контрпереноса, просто декларирующие некую «нейтральность» терапевта. Это может сильно фрустрировать специалиста, испытывающего порой очень сильные и противоречивые чувства. Одно дело, когда ты понимаешь, что это реакция на клиентские процессы, и совсем другое – чувствовать себя «плохим терапевтом» или «недостаточно проработанным». А ведь фразу «с этим мне придется пойти на личную терапию», я слышу очень часто. Хотя в личной терапии нет ничего плохого, и она может многое прояснить, но иногда достаточно просто пойти на супервизию, что бы вспомнить о феномене контрпереноса.
Или например, некоторые подходы, очень «плохо видят» травму сексуальности. Относя ее к области фантазий и эдипальных конфликтов. В то же время, некоторые другие модальности раскрывают механизмы сексуального использования и эмоционального(скрытого) инцеста.
Межмодальность, позволяет включить в процесс супервизии все модальности в их самых сильных областях применения.
А групповая работа, хороша тем, что, сколько людей, столько вопросов и мнений. Это еще лучше позволяет «подсветить» мои с клиентом «темные зоны» и увидеть наши «слепые пятна». Кроме того, групповая динамика, помогает лучше понять, динамики клиента и наших взаимодействий с ним.
На мой взгляд, групповая межмодальная супервизия, самый совершенный механизм, на данный момент. Позволяющий сделать мою работу с клиентами максимально эффективной.
Автор: Ганчиц Виктор Всеволодович, аккредитованный межмодальный супервизор ОППЛ, действительный член ОППЛ, травматерапевт, системный расстановщик, медиатор.