На форуме сайта В17 я предложил коллегам обсудить тему: «Как часто вы бываете на супервизии и для чего.
Было задано три вопроса:
- как часто вы посещаете супервизию?
- какие внутренние мотивы побуждают пойти или не ходить?
- какую модальность супервизора предпочитаете?
Анализ комментариев участников, позволил выделить два довольно различных подхода к целям и задачам супервизии:
В первом, супервизия рассматривается – как составляющая часть работы терапевта, направленная на лучшее понимание процессов, происходящих с клиентом, взаимодействия между клиентом и терапевтом и внутренними процессами, возникающими в самом терапевте в результате взаимодействия с клиентом. Такое понимание супервизии характерно в основном для психоаналитически и психодинамически ориентированных специалистов или достаточно хорошо знакомых с этими подходами. Они регулярно проходят супервизии как в групповом, так и в индивидуальном формате, комбинируя их по мере необходимости.
Другой подход рассматривает супервизию как инструмент учебного процесса, направленный на изучение какой-либо методики или терапевтического подхода и повышение квалификации.
В зависимости от понимания целей и задач супервизионного процесса, возникают совершенно разные требования к квалификации супервизора и самой структуре супервизии. Так же различаются и бессознательные ожидания терапевта от супервизии.
В случае использования супервизии в виде инструмента для обучения, основное внимание уделяется авторитетности и квалификации супервизора в изучаемой модальности. При этом специфические, именно супервизионные навыки не рассматриваются и не признаются ценными. Фокус внимания супервизии смещается на методологию и «правильность действий» супервизанта, при этом третий участник супервизионного процесса (собственно клиент) смещается на периферию внимания, поскольку учебный процесс сфокусирован именно на терапевте. На бессознательном уровне, постоянно присутствует некая оценка, как результат всего процесса. Соответственно, возникает «страх разоблачения» и активизируются различные защиты, в основном нарциссического спектра.
Какие ограничения приносит специалисту такой подход к супервизии?
- По мере повышения квалификации исчезает потребность в супервизии. Так же возрастают требования к квалификации супервизора в конкретном подходе, к его «грандиозности», исходящие из нарциссической части самого терапевта.
- Бессознательный страх возможной оценки, фокусирует внимание на внутренних процессах супервизанта и его отношениях с супервизором, отвлекая от происходящего с клиентом.
-Клиент и его запрос превращаются в «третьих лишних», практически исключаясь из супервизионного поля.
- За рамками учебной супервизии так же остаются процессы, возникающие в результате взаимодействия между клиентом и терапевтом, скрытые отношениями «Учитель – ученик», между супервизором и супервизантом.
Использование супервизии, как одного из рабочих инструментов, значительно расширяет ее возможности и позволяет специалисту гораздо шире и объемнее исследовать терапевтический процесс. Фокус внимания практической (рабочей) супервизии, направлен не на исследование квалификации терапевта, а на прояснение состояния клиента, его восприятие реальности, его чувства. Каким он видит терапевта, какие проекции возникают. Кроме того, в фокус супервизии могут включаться отношения между клиентом и терапевтом, а так же состояние самого терапевта, изменяющееся под воздействием клиентских проекций. Важным преимуществом практической супервизии, является снижение «нарциссического давления» на всех участников, включая клиента. Супервизор воспринимается не в виде «грандиозной фигуры» с оценивающими и даже карающими функциями, а как обычный специалист, владеющий определенными техническими навыками. Такие отношения открывают широкие возможности для проявления личностных качеств терапевта, более ясному и четкому восприятию рабочих отношений, сложившихся между ним и клиентом.
На мой взгляд, отношение к супервизии, как к элементу учебного процесса, с формировавшееся в период обучения, в процессе практической работы, важно трасформировать в более широкое. Превратить ее в инструмент поддержки профессиональной деятельности, направленный на лучшее понимание происходящего во взаимодействии с клиентом, без оценки правильности методологии или действий терапевта.