Многие ученые умы уже исследовали вопрос одиночества детей.
Вайс (Weiss, 1973) классифицировал два вида одиночества — социальное и эмоциональное, где «социальное одиночество» «ощущается как дефицит социальной интеграции, то есть неспособность чувствовать себя частью взаимосвязанной группы друзей, разделяющих общие интересы и деятельность».
«Эмоциональное одиночество», в свою очередь, «ощущается как недостаток подлинно интимной связи, отсутствие близких эмоциональных отношений, в которых человек чувствует себя принятым и защищенным, тем, о ком заботятся и кого понимают».
Пеплау и другие (Peplau et al., 1982), исходя из аналогичной перспективы, утверждали, что «одиночество возникает тогда, когда человек испытывает и осознает несоответствие между тем, что он хочет или надеется получить в своих социальных отношениях, и тем, чего он фактически достигает»...
Ребенок всегда одинок, в то время как взрослый может чувствовать одиночество, но не обязательно быть одиноким, если только детский элемент, который есть в каждом из нас и который я называю «травмированным состоянием», не контролирует полностью его психику...
Дети..., чтобы выжить, всегда используют защитные механизмы, которые основываются на всемогуществе и подражании и являются следствием их тотального бессилия, одиночества и беспомощности.
...В раннем детстве есть только двое родителей, и когда они допускают произвол, обратиться больше не к кому. Это усиливает естественное чувство беспомощности у ребенка до такой степени, что оно перерастает в ощущение абсолютного одиночества и полного отчаяния.
Дети справляются с этой ситуацией с помощью отрицания: они отделяют эмоции от тех обстоятельств, которые их вызвали, а затем вытесняют их.
Позже, когда они становятся взрослыми и сталкиваются с новыми травмирующими ситуациями, вытесненные эмоции из прошлого активируются в неизменном виде и с той же интенсивностью, вызывая состояния депрессии или тревоги, которые мы не можем объяснить логически.
Источник: Рафаэль Э. Лопес-Корво. Травматическое одиночество детей / Перевод с английского Олеси Гайгер — М.: Издательство Beta 2 Alpha, 2024. — 304 с.
Источник: Клинический психоанализ